Коррупция является одной из самых важных проблем в каждом государстве. В вопросах противодействия коррупции важную роль играет формирование антикоррупционной культуры. С этой целью во всех филиалах Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан с 10 по 14 июня 2019 года впервые прошли летние Школы добропорядочности для студентов высших учебных заведении. На конкурсной основе для прохождения обучения в Школе добропорядочности было отобрано около 300 студентов по всей республике.
«Школа добропорядочности» является одним из самых ярких и крупномасштабных проектов брейнсторминга «Фабрика идей», которая проходит еженедельно на площадке Академии госуправления и АДГС. Проект школы был предложен сотрудниками Исследовательского центра по изучению вопросов противодействия коррупции при Академии государственного управления при Президенте РК.
По словам организаторов, Школа добропорядочности – это сочетание интенсивной, творческой атмосферы, коллективных и индивидуальных форм обучения, эмоциональной раскрепощённости и непрерывных взаимодействий между участниками.
Основная цель Школы добропорядочности — формирование антикоррупционной модели поведения в молодежной среде и подготовка молодых представителей антикоррупционного движения новой формации. Занятия в летней школе проходили в формате тренингов, интерактивных дискуссий, мозговых штурмов, разбора кейсов, ознакомительных выездов и подготовки командных проектов. Участники «Школы добропорядочности» получили знания о феномене коррупции и связанных с ним понятиями, применили полученные знания при разработке командных проектов под руководством опытных специалистов, получили возможность развить свои творческие и критические компетенции.
Важным итогом работы студентов над командными проектами стала выработка предложений по устранению коррупционных рисков и улучшению качества оказания государственных услуг. Кроме того, студенты отметили, что на основе проектного управления научились планировать, правильно ставить цели, структурировать программу и в будущем будут использовать все полученные знания и навыки на благо общества и делиться ими с друзьями.
К примеру, в Актюбинской области участниками школы был разработан проект по созданию образовательной мобильной игры, куда будут включены конкретные практические кейсы на антикоррупционную тему и по итогам игры участник получает вывод, в котором будут указаны конкретные нарушения антикоррупционного законодательства. Также участниками были предложены такие проекты, как «Карта коррупции», «Адалдық сағаты», «Цифрлық емтихан». В Атырауской области студенты предложили ввести факультатив по антикоррупционному воспитанию в школах. А в Павлодарской области во время посещения проектного офиса «Ertіs — adaldyq alańy» ознакомились с работой фронт-офиса «Open Pavlodar», а также встретились с акимом г. Павлодар Ануаром Кумпекеевым. Студенты задавали интересующие их вопросы по поводу их активного участия в жизни молодёжи региона и возможности реализовать свои социальные проекты. В свою очередь, Аким рассказал участникам как сам «попал» на госслужбу, пригласил ребят на работу в Акимат, а одному из участников Школы добропорядочности Рахыму Асылхану предложил помощь в открытии Центра обслуживания молодых предпринимателей в Павлодаре.
По окончанию пятидневного обучения участники выразили очень много интересных предложений по дальнейшему развитию Школ добропорядочности: ежегодно проводить Школу, продлить период обучения, рассмотреть возможность ввести факультативное обучение среди студентов по добропорядочности во время учебного периода, привлечь к обучению студентов колледжей, так как региональный ведущий вуз в области один, а обучение студентов колледжей позволило бы не только увеличить контингент обучающихся на семинаре, но и намного раньше в возрастном аспекте воздействовать на формирующееся самосознание и др.