Создание Агентства по конкуренции при Президенте страны своевременная мера
В современной экономике, тем более в условиях чрезвычайных ситуации, как введенние карантина, для дальнейшего действенного развития страны, необходимо активное влияние государства на экономическую ситуацию рынка товаров и услуг особенно в целях сокращения негативного влияния монополий. При сокращении темпов роста экономики страны, выбора для потребителя товаров или услуг цены на продукцию растут несоизмеримо с ее себестоимостью и в этих условиях только вмешательство государства, как показывает мировая и отечественная практика, для защиты потребителей, позволит привести в соответствие цены и количество предложения на рынке.
Так на сегодня антимонопольное регулирование — это деятельность государства по ограничению и пресечению не только монополистической деятельности, предотвращению по созданию тайных и явных картелей, но и защите прав потребителей и по формированию конкурентных рыночных структур, которые содействуют развитию товарных рынков и конкуренции,
Главенствующая роль в этих процессах принадлежит государству как гаранту конкурентных отношений. Наиглавнейшая цель этого вмешательства заключается в реальной защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. На пересечении жизненно важных процессов экономики, где скрещиваются интересы бизнеса и потребителя, необходимо чтобы государственный орган, стоящий на страже антимонопольного развития и конкуренции, был независим от влияния как частных так и отраслевых государственных структур.
В настоящее время эти функции исполняет Комитет в составе Министерства экономики, который ограничен в своем функционале. В то же время Казахстан имеет опыт функционирования республиканского Агентства в недавнем прошлом, который был ликвидирован по словам Елбасы не совсем обоснованно. А потому организация нового органа управления, как Агентства — в области защиты конкуренции и непосредственно подчиняющейся Президенту страны, явится своевременным, действенным шагом по стабилизации нашей экономики и эффективного его развития.
Думаю, что с учетом положительного накопленного опыта в стране и в условиях ЕвразЭС, не представит большого труда развернуть деятельность Агентства за короткие сроки и активно, в позитиве, внедрять антимонопольную политику и развивать конкуренцию в новых создавшихся условиях экономики как нашей страны.
ТИМУР БАЙМУХАНОВ
Д.э.н. профессор Института управления Академии государственного управления
при Президенте РК, экс-зампредседатель Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)
Новый экономический курс: разработка механизмов реализации
В Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев определил горизонты развития страны, четко определив задачи и направления современных реформ. Негативные внешние шоки, волатильность цен на нефть, вспышка COVID-19 определяют необходимость актуализации вопросов обеспечения устойчивости национальной макросистемы, ее безопасности, в первую очередь продовольственной.
В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев отметил: «Наши основные задачи – самообеспечение социально-значимыми продовольственными товарами, стабильное повышение доходов миллионов сельских жителей, повышение производительности труда в 2,5 раза, увеличение экспорта продукции АПК в два раза» и поручил Правительству начать разработку качественно нового национального проекта по развитию АПК на пятилетку с привлечением бизнеса.
С целью подъема экономики села за последние годы реформирования были приняты государственные и отраслевые программы по развитию и поддержке АПК, подкрепленные финансовыми ресурсами. Однако, практически все программы по развитию АПК были ориентированы на повышение доходности (за исключением строительства школ, больниц), производительности труда. Объективно инертный характер развития данной отрасли, исторический формат проводимой политики на начальном этапе реформирования ограничивает возможности быстрого получения результатов.
Очень важно на сегодняшний день понимание необходимости формирования реальных хозяйствующих субъектов, участвующих в воспроизводственных циклах и являющихся необходимыми элементами механизма устойчивого развития АПК. Для активизации участия бизнеса и населения в производстве сельхозпродукции является создание благоприятных условий, в первую очередь удешевление кредитов, развития инфраструктуры обслуживания малого бизнеса, совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования в условиях открытости национальной экономики, обеспечения жильем специалистов на селе и др.
Необходимо запустить процесс развития аграрного производства, через государственную поддержку и обеспечение воспроизводственной схемы взаимоотношений и взаимосвязей всех элементов цепи от производства до конечного потребления. Речь идет о логистизации всех процессов движения материальных и нематериальных потоков воспроизводственной агросистемы и концентрации усилий государства на государственных закупках, расширении номенклатуры закупаемых товаров у сельхозпроизводителей. В связи с диспаритетом цен организованная система госзакупа продукции у фермерских хозяйств имеет издержки для государства, однако обеспечит людей рабочими местами и стабильными доходами и поддержит таким образом социальную стабильность на селе и в стране.
И это важное направление для Казахстана, так как около 50% населения живет на селе. Человеческий ресурс является главной производительной силой страны, ценностью и нуждается в инвестировании. Поддержка малого и среднего бизнеса через субсидирование процентных ставок, упрощение налогового администрирования, защиту от необоснованных вмешательств государственных органов, протекционистскую политику также является вложением в человеческий капитал, обеспечивая его устойчивость и благоприятный бизнес-климат. Очевидно, что в постпандемический период бизнес будет находится вблизи государства и участвовать в формировании экосистемы государственного управления. И это тренд, который должен развиваться и реализовываться на практике.
В Послании обозначены задачи многоформатного характера: социального, экономического, нормативно-правового, которые предполагают эффективные решения на уровне государства. Процессы реформирования сложных макросистем требуют комплексного, системного подхода, реализации принципа Evidence—based policy. Государственная политика должна основываться на доказательствах, научных исследованиях, моделях с обработкой большого массива данных, при этом результаты расчетов должны быть доступны для аудита, проверки. Создание Агентства по стратегическому планированию и реформам, Агентства по защите и развитию конкуренции актуализирует вопросы компетенций кадров и руководителя данных структур. Именно, в данных структурах необходима реализация принципа доказательной политики, решений, основанных на расчетах и данных. Также актуализируются вопросы взаимодействия стратегического и бюджетного планирования, в частности такие как статус государственных программ в качестве участников бюджетного процесса, законодательное закрепление ответственности за срыв реализации и качества планирования, разработки госпрограмм, частые корректировки и изменения, пересмотр действующей системы оценки программ с четкими алгоритмами и расчетными критериями, обеспечение открытости результатов оценки и обсуждения с обществом ( работа над ошибками) и другие актуальные проблемы.
Все обозначенные приоритеты дальнейшего развития страны являются основными концептуальными положениями восстановительного роста экономики, векторальным направлением стратегического развития Казахстана. Определены базовые тренды, определяющие задачи краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода. Это и проблемы развития производственных, базовых отраслей, бизнес сектора, решение социальных вопросов, экологических, институционального реформирования.
В предстоящий период очень важно на государственном уровне разработать действенные механизмы реализации поставленных задач по комплексному решению вопросов эффективности дальнейшего развития экономики страны и трансформирования всей воспроизводственной системы Казахстана.
РАУШАН ДУЛАМБАЕВА
Д.э.н., профессор Академии государственного управления
при Президенте Республики Казахстан
Одна законченная результативная задача стоит полусотни полузаконченных задач!
(Малкольм Ст. Форбс).
В Послании Главы государства К.-Ж. К. Токаева народу Казахстана, поставлена задача перезагрузки системы государственной службы и сокращения госаппарата, повышения эффективности работы государственных служащих, с усилением ответственности и мотивации за результаты деятельности. Будет сформирована новая модель государственного управления, наиболее системная и ориентированная на результат.
И здесь, немаловажное значение имеет создание Агентства по стратегическому планированию и реформам, с прямым подчинением Президенту. Данное Агентство ранее уже функционировало в стране (был создан в 1998-1999 гг.) В те годы агентство выполнило свои задачи, были сформированы основы стратегического планирования и впервые ведено понятие стратегии в государственном секторе. Была разработана Стратегия 2020, которая сформировала долгосрочные перспективы и задачи развития Казахстана.
На мой взгляд, в государственных органах необходимо внедрять новые инструменты для управления рисками и оценки проводимой политики, и здесь значение имеют вопросы, связанные с совершенствованием системы государственного планирования. Ведь система государственного планирования это одна из ключевых систем государственного управления. Она воспринимается нами как неотъемлемая часть работы государственной службы и направлена на совершенствование разработки ключевых индикаторов самодостаточности экономики и повышения уровня жизни населения.
И то, что функции Комитета по статистике МНЭ РК будут переданы новому Агентству, тоже говорит о дальновидности решений Президента. Ведь вопросы прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении должны аккумулироваться и прорабатываться одним стратегическим госорганом и предполагают определение таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время, с учетом реальных статистических данных. И вместо только мониторинга статданных и отчетности, необходимо проводить также изучение результатов и реального эффекта от принятых решений и мер государственной политики.
Как отмечает Президент в Послании, система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки.
В развитых зарубежных странах, данные направления сформированы через концепцию «governance», которая свидетельствует об изменяющейся роли государства и его институтов, вынужденных решать первоочередные социально-экономические и политические проблемы в условиях глобализации, адаптируясь к усиливающейся неопределенности, непредсказуемости внешней среды. Концепция раскрывает суть взаимоотношений между государственными и негосударственными институтами: от иерархических, подчиненных отношений к системе сотрудничества, «со-управления», основанного на горизонтальных связях, равноправных статусах, сетевых структурах, исключающих использование механизмов принуждения и прямого давления.
В мировой практике данный процесс называют «правительственной перегрузкой», обращая внимание на тот факт, что государству становится все сложнее функционировать в силу расширения круга предъявляемых к нему обществом запросов и требований. И, посыл сегодняшнего Послания, реально показывает о процессе формирования новой политики открытости госаппарата и открытой и честной работы государственных служащих.
Очень важно, что новая система государственного планирования должна упрощать процессы управления внутри государственных органов. В идеале, должна быть создана такая система госпланирования, которая приведет систему госуправления к эффективному распределению ресурсов и повышению автономности работы госорганов и их ответственности за результаты, открытости и взаимодействию с гражданским обществом.
Мировой опыт свидетельствует, что необходима минимизация стратегических документов с более четкими задачами и качественными индикаторами результатов. И на уровне системы госпланирования в Казахстане была проведена оптимизация стратдокументов, с сокращением отраслевых и правительственных программ, и на данный момент функционируют 14 госпрограмм, в т.ч. 8 действующих госпрограмм и 6 преобразуемых из правительственных.
Необходимы более точечные направления по совершенствованию системы госпланирования, в части подходов по увязке стратегии и бюджетных средств (ЦГО, МИО); учета специфики развития региона; дублирования целевых индикаторов; проблем с планированием индикаторов работы госорганов; внедрения проектного управления в систему госпланирования; качества разработки стратпланов во взаимосвязи с внедрением новой модели оплаты труда государственных служащих и др. Так, например, в программах развития территорий регионов, при согласовании индикаторов с центральными государственными органами плановые значения устанавливаются без учета специфики и основных тенденций развития ситуации в регионе, требуемых и имеющихся финансовых, производственных и кадровых ресурсов. Эти и многие другие недостатки необходимо учесть при совершенствовании системы СГП.
Хотелось бы отметить, что Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан уже тесно сотрудничает с государственными органами, в рамках внедрения проектного управления в формат стратегического планирования, инструментов гибкого мониторинга и оценки разработанных ключевых индикаторов. Во многих курсах для докторантов, магистрантов и слушателей Академии изучаются инструменты и технологии проектного управления, управления эффективностью и результативностью, управления рисками, стратегический менеджмент, стратегическое планирование, governance и др.
В целом, хочу отметить, что Послание Главы государства пропитано динамизмом, его основные направления определены с точки зрения «концепции слышащего государства» и направлены на все те приоритеты, о которых очень много было дискуссий в социальных сетях. И здесь главным является «доверие» народа, означающее, что все те важные задачи, которые поставил Президент, будут воплощены в жизнь и «концепция слышащего государства» будет в действии.
ГУЛЬСАРА ДЖУНУСБЕКОВА
Профессор Института управления Академии государственного управления
при Президенте Республики Казахстан