РАЗВИТИЕ СЕЛА – ЭТО ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Мне, как представителю региона, переживающему не только о ситуации в мире, но и на селе, послание пришлось по душе. Объективность, твердость и максимальная дипломатичность Президента К.Токаева в построении Нового Казахстана словно обволакивает мои жизненные принципы энергией и умиротворением.
Суперпрезидентская модель управления, упомянутая в Послании, передалась отголосками и на управление регионами. Решения в регионах, по большому счету, принимаются одним человеком, что не может не влиять на эффективность региона в целом. Мнение местных представительных органов, НПО, филиалов партий, лидеров общественного мнения и других организаций имеет слабый институционный фундамент и влияние на развитие регионов. Такое поведение в психологии называют выученной беспомощностью, которую Президент намерен искоренить.
Развитие села – это гарант развития страны в целом. Внимание Президента на совершенствовании системы местного самоуправления давно ожидаемый процесс. В некоторых регионах финансирование сел проходит не по справедливому сценарию. Так в СКО, подавляюще, финансирование получают только перспективные села, в которых имеется устойчивый рост населения. Также, в некоторых регионах отмечается влияние отдельных персон на распределение финансирования среди сел, что также является неприемлемым в контексте развития регионов. Такие издержки управления сказываются на миграции населения. Я верю, что изменения в системе законодательной власти позитивно скажутся и на развитии сельских территорий.
Ситуационный центр, Национальный курултай, Высшая аудиторская палата – это инструменты, которые позволят создать общий антикоррупционный фон в стране и привести к минимуму бюрократию в государственных органах и позволят взаимодействовать обществу и власти на «одном языке». Роль таких изменений для села неоценимы.
Асхат КАСЕНОВ, ассистент Института управления
СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ — ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Сегодня Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с очередным Посланием народу Казахстана, где было внесено много значимых предложений по реформированию политической системы, улучшения социально-экономического развития страны. Но мне импонировало предложение возрождения некоторых областей, ликвидированных четверть века назад, таких как Абайская (бывшая Семипалатинская) область с областным центром в г. Семей, Улытауская (бывшая Жезказганская) область с областным центром в г. Жезказган, Жетысуская (бывшая Талдыкорганская) область с областным центром в г. Талдыкорган и перенос областного центра Алматинской области в г. Капшагай. Кроме этого он предложил присвоить этому городу имя видного политического и общественного деятеля Казахской ССР Д.А.Конаева, если жители этого города поддержат данное предложение. Возрождение этих областей, я считаю очень важным и своевременнным решением, т.к. показывает практика ликвидация областей и соответственно лишение городов статусов областных центров приводит к деградации этих административно-территориальных единиц. Национальным проектом «Сильные регионы — драйвер развития страны» предусмотрено, что именно региональное развитие должно стать отправной точкой развития страны. Я полностью поддерживаю все реформы, предлагаемые нашим Президентом и уверен, что благодаря слаженной работе в регионах наша страна станет процветающим государством.
Амиржан ТУРАЛИН, к.э.н., доцент Института управления
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ТОКАЕВА
Выступление Президента предполагает важные изменения в политической системе государственного управления.
Во первых, по словам Президента январские события были связаны с монополизацией политических и экономических сфер влияния на принципах непотизма – сверхконцентрацией полномочий президента. То есть, речь идет о переходе от суперпрезидентской формы к президентской республике с сильным парламентом. В конституцию будут внесены изменения, согласно которым ближайшие родственники президента не смогут занимать политические должности. А также, исключается семейственность в руководящих постах в квазигосударственных организациях. Эти изменения будут сильным стимулом к снижению уровня коррупции сверху вниз по всей системе государственного управления.
Во вторых, будет усилена роль Парламента, в частности Мажилиса для обеспечения баланса государственных институтов и сбалансированного характера законодательных актов и других решений.
В третьих, произойдут важные изменения по улучшению избирательной и партийной систем. Президент не будет занимать пост председателя правящей партии. Будет усилена роль маслихатов и его участия в назначении акимов регионов. Снижен регистрационный порог партий до 5 тыс. человек. 70% Мажилиса будут избраны по пропорциональной, 30 % по мажоритарной основе. Также, говорилось о совершенствовании правохранительных органов с учетом защиты фундаментальных прав человека.
Основная суть реформы направлена на организацию эффективного диалога между государственными институтами и обществом посредством улучшения представительной ветви власти, укрепления институтов гражданского общества и политических партий, а также снижения административного воздействия на эти механизмы. Также, предполагается развитие органов местного самоуправления путем разделения государственного и местного самоуправления.
Территориальная реформа нацелена на приближение органов государственного управления к населению, более сбалансированное развитие регионов. Помимо этого, президент напомнил о предстоящих реформах по децентрализации и дебюрократизации госаппарата с помощью цифровых технологий и улучшения инструментов государственной политики.
В целом, реформы позволят решить узловые проблемы в государственной системе и исключить барьеры, стоящие перед страной по дебюрократизации системы государственного аппарата.
Жанат МОМЫНКУЛОВ, главный научный сотрудник Сектора антикоррупционной политики и этики
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ «STEP BY STEP» ПРЕЗИДЕНТА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
С уверенностью могу сказать, что сегодняшнее выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева станет одним из главных политических событий этого года.
В своем Послании Президент представил новый пакет политических реформ, который, в первую очередь, направлен на дальнейшую трансформацию и модернизацию взаимоотношений между государством и обществом.
На мой взгляд, одни из самых значительных из озвученных реформ – это реформа партийной системы, которая придаст новый импульс для развития многополюсной партийной системы и политической конкуренции. Это дальнейшее преобразование институтов местного самоуправления – усиление роли маслихатов, введение императивного мандата, укрепление экономической самостоятельности органов местного самоуправления.
Ряд инициатив Главы государства был также посвящен модернизации избирательного процесса. Отмечу лишь отдельные из них, такие как формирование территориальных избирательных комиссий на постоянной основе, формирование единой электоральной базы избирателей, поэтапное расширение форм альтернативных видов голосования, законодательное регулирование деятельности наблюдателей и иные инициативы. Эти преобразования, в свою очередь, потребуют подготовки высокопрофессиональных кадров избирательной системы, электорально-правовое образование организаторов и участников выборного процесса и, в целом, повышение правовой культуры избирателей.
В целом, хочется отметить, что озвученные Президентом реформы продиктованы временем и, безусловно, окажут позитивное воздействие на развитие политической системы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Жанар БУКАНОВА, руководитель Центра электорального обучения
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДЕЦЕНТРАЛИЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
Когда речь идет о демократизации управления и децентрализации власти нужно иметь в виду, что каждый человек и каждое сообщество обладает двумя векторами распределения ответственности. Интернальность – это опора на себя и готовность взять ответственность за свою судьбу в свои руки. Экстернальность – это опора на внешнее поле, на других людей. Каждый человек обладает различным соотношением интернальности и экстернальности, и это чаще определяется самой историей и сложившимися общественными отношениями в конкретных культурах. Это объясняет, почему в одних странах один уровень демократизации, а в других – другой, одни страны и культуры более демократичны, а другие более авторитарны.
В Послании Президента Республики Казахстан К.Токаева заявлено об очередном пакете политических реформ, решающих задачи демократизации общества и децентрализации власти. События последних лет свидетельствуют, что готовность населения участвовать в принятии важных государственных решений существенно выросла, и промедление в проведении таких реформ может тяжело сказаться на перспективах развития страны и государства.
Сергей КОВАЛЕВ, к.п.н., директор филиала Академии по Восточно-Казахстанской области
Январские события, которые разделили нашу жизнь на до и после, события в Украине, которые продолжаются и влияют на все мировое сообщество. И в этой непростой ситуации Послание Президента К.Токаева народу Казахстана вселяет уверенность в будущее страны: создание президентской республики с сильным парламентом, высокие морально-этические нормы для представителей власти всех уровней и общества, усиление роли маслихатов и совершенствование выборных процессов, косвенные выборы акимов, защита прав граждан и многое другое, направленное на рождение новой страны. Все это вселяет надежду и веру в будущее Казахстана, сильное государство и процветающее общество.
Галина ГРЫЗУНОВА, профессор филиала по Восточно-Казахстанской области
Четко следуя обозначенной теме Послания — «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» — Глава государства К.Токаев обозначил в своем выступлении конкретные меры по трансформации действующей политической власти. Одной из таких мер выступает изменение структуры партийной системы, освобождение первых руководителей регионов от занятия должностей в филиалах партии. Это, по словам Президента Республики Казахстан, «принципиально изменит «правила игры» и сформирует прочный фундамент дальнейшей демократизации нашего общества».
Дмитрий ЛАЗАРЕНКО, доцент Филиала по Северо-Казахстанской области